Подробнее
Теория. Логопедия
Ранняя диагностика нарушений речевого развития – основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке доречевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет оценка степени отставания в овладении речью. С этой целью была разработана специальная диагностическая шкала оценок.
Следует иметь ввиду, что до того, как ребенок научиться произносить первые слова он должен понимать обращенную речь. По данным ряда исследований, фонематический слух формируется в очень раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять звуки окружающего мира (шум дождя, мяуканье кошки) от звуков обращенной к нему речи. Ребенок активно ищет звуковое обозначение элементов окружающего мира, улавливая их от взрослых. Однако он использует заимствованные у взрослых фонетические средства языка «по-своему».
Шкала оценки понимания речи для ранней диагностики речевой патологии.
Речевое же недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Условно можно выделить четыре уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, на третьем, более высоком уровне, у детей остаются отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. На четвертом уровне речевого недоразвития речь детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных зада-ний позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.
Родители часто спрашивают,- «Может перерастет?»…
Задержка речевого развития, как правило, «перерастает» только в трудности при обучении и социальной адаптации…