Подробнее
Арт–терапия в центре Томатис-Петербург.
Внутренний мир ребенка с особыми потребностями в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям, увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя. Средством, способным решить все эти задачи, является искусство, а в системе психокоррекции – арт-терапевтические методы. Применение методов арт–терапии в работе с детьми с особыми потребностями способствует развитию взаимодействия детей с окружающим миром через наглядные образы.
Арт-терапия – междисциплинарное направление, которое возникло на стыке искусства и науки (медицины, психологии, педагогики, социологии ). Арт-терапия дословно переводится как «исцеление искусством».
Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Арт-терапия — это обретение гармонии, развитие личности. Все невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на бумагу, в танец, ребёнок помогает себе, своему телу освободиться от ненужных “блоков” и расслабиться.
Арт-терапия позволяет работать с мыслями и эмоциями, а также способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.Это наиболее мягкий и при этом глубинный эффективный метод решения различных психологических проблем и психосоматических заболеваний.
В настоящее время врачи, психологи, дефектологи, социологи арт–терапию рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей развитию личности.
Основываясь на гуманистическом подходе, этот метод ставит единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Для детей с особыми потребностями арт – деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.
Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.
Арт – терапевтические методы работы с детьми:
Песочная терапия – Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».
Цветотерапия – лечение цветом, это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает его.
Изотерапия – психологическая коррекция невротических, психосоматических нарушений у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах через рисунок.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.
Работа с символами и образами – извлечение вытесненного, неосознаваемого психического материала, преобразование его в символы и образы и работа с ним.
В отличие от традиционных методов коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в работе арт–терапией заложено разнообразие методик. Применение различных методик повышает эффективность коррекционных мероприятий, а также создает дополнительный потенциал для развития ребенка.
Арт-терапевтические занятия в центре « Томатис» включают в себя техники, способствующие саморегуляции:
- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
- двигательные упражнения под текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);
- коррекция эмоционального фона, поведенческих расстройств, помощи в их социальной адаптации к жизни в обществе.