Подробнее
Теория. Метод Томатиса
Метод Томатис – аудио- вокальные тренировки является разновидностью сенсорной стимуляции.
Автор метода Альфред Томатис -всемирно известный отоларинголог и изобретатель. Его нетрадиционная терапия слуха и возможностей речи известны как метод Томатис или Аудио-Психо-Фонология. Задача метода состоит в том, чтобы обучить уши слышать и воспринимать те звуки, которые не воспринимались раньше.
Звук передается на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости, стимулирует рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка. Напряжение барабанной перепонки и цепи слуховых косточек обеспечивается двумя мышцами: тимпанальной (барабанной), натягивающей барабанную перепонку и прикрепленной к рукоятке молоточка и стапедиальной (стременной), прикрепленной к головке стремечка. Они поддерживают тонус барабанной перепонки и обеспечивают аккомодацию проводящего звуки аппарата к раздражителям разной интенсивности и частоты.
Сокращение мышц происходят также при действии нового акустического раздражителя, при собственной речевой деятельности. Это свидетельствует о том, что мышцы среднего уха участвуют в ориентировочной реакции и реакции обратной связи от речевой системы к слуховому входу. Стимуляция сокращения этих мышц достигается в результате перцептивного звукового контраста (двукратного чередования частоты и интенсивности звука).
В результате вибрации, вызванной звуковыми колебаниями, эти мышцы, в свою очередь, приводят в движение улитку и полукружные каналы среднего уха. Преддверие и полукружные каналы относятся к периферическому отделу вестибулярного анализатора. По нервным волокнам вестибулярного нерва и улитки импульсы поступают в центральную нервную систему, вызывая ответные рефлекторные реакции.
Афферентный путь представляет собой несколько последовательных уровней:
- спиральный ганглий улитки
- кохлеарные ядра продолговатого мозга
- верхняя олива продолговатого мозга
- нижние бугры четверохолмия среднего мозга
- медиальные коленчатые тела таламуса
- слуховые поля височной коры мозга
Однако, кроме классического пути, были обнаружены дополнительные афферентные слуховые пути, связанные с ретикулярной формацией ствола, мозжечком, ассоциативными ядрами таламуса и корковыми полями, окружающими центральное слуховое поле.
Ретикулярная формация и лимбическая система являются структурами энергетического блока мозга.
Сама ретикулярная формация не является энергопродуцирующей системой, а черпает активационный потенциал из двух источников – из обменных процессов организма, лежащих в основе гомеостаза, и из поступающих в организм сенсорных раздражений из внешнего мира.
В методе Томатис ребенок через наушники прослушивает определенные наборы звуков. Главным образом это специально обработанная музыка Моцарта, григорианские песнопения, вальсы. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Таким образом, происходит сокращение мышц уха и постоянная стимуляция коры головного мозга за счет ориентировочного рефлекса. Комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя – сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «что такое?». Его биологический смысл – создание условий для лучшего восприятия раздражителя.
Выделяют три диапазона частот, воспринимаемых ухом человека: низкая область приблизительно до 1000 Гц связана с равновесием, двигательными и вегетативными функциями; средняя область приблизительно 1000Гц-3000Гц связана с речью, языками и коммуникацией, так как этот диапазон в основном представлен в голосе; область высоких тонов, выше 3000Гц имеет отношение к ассоциативным, мыслительным процессам.
Таким образом, подавая звуки на определённой частоте, появляется возможность стимулировать наиболее проблемные и необходимые зоны высшей нервной деятельности.
Еще находясь в утробе, ребенок слышит только высокие частоты (через околоплодную жидкость и костный путь). А когда он рождается, его ухо заново учится слушать, причем начиная уже с низких частот, и с каждым годом жизни диапазон увеличивается. Дети с нарушением сенсорной интеграции не слышат высокие частоты, поскольку у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. Но благодаря систематическим тренировкам они приучаются слушать и воспринимать те звуки, которые не воспринимали прежде.