Подробнее
Теория. Сенсомоторная коррекция
Чтобы сделать один шаг, вашему мозгу нужно получить и обработать большое количество сенсорной информации: проверить правильно ли двигается тело и не падает ли оно с помощью вестибулярной системы; почувствовать, где нога, как она расположена как она двигается, как высоко поднимается с помощью проприоцептивной чувствительности (ощущение мышц, суставов и сухожилий); увидеть в правильном ли направлении идет движение, нет ли преград с помощью зрения; почувствовать наступила ли стопа на устойчивую поверхность с помощью тактильных ощущений; получив всю эту информацию, надо еще спланировать, как сделать этот шаг; а если вдруг какие помехи, то надо еще успеть скорректировать шаг, чтобы не упасть.
Это только одно простое действие, а представьте, сколько работы для мозга при лазании, прыжков, открывании бутылок, речи. Мозг учится быстро решать такие задачи не одномоментно. Есть вполне определённая последовательность развития функций, сначала самые простые, а затем более сложные «надстраиваются» на них. Другими словами, если сбой произошёл в самом начале формирования мозга, то он «потянет» за собой и все последующие «надстройки».
В самом начале жизни мир ребёнка состоит из простых ощущений: телесных, зрительных, слуховых. Зрение у младенцев не сфокусировано, поэтому весь мир – это красивые цветовые пятна. Ребенок двигает руками и ногами хаотично, движения ещё не согласованы. И только после того, как мама и папа многократно прикасаются к ручкам малыша, а всё вокруг перестаёт быть размытым – он начинает тянуться к предметам. И это — основной момент формирования координации глаз-рука, или зрительно-моторной координации. Как только ребенок начинает активно двигаться – ползать, сидеть, затем стоять – он начинает постигать своё тело и пространство вокруг. Ощупывая и рассматривая предметы – изучает форму и цвет. Развиваются моторные функции, затем формируется и речь. Эти функции мозга — сенсорные (восприятие) и моторные, плюс способность всем этим сознательно управлять, — являются базовыми.
Сенсомоторная коррекция ( сенсорная интеграция ) построена таким образом, что в некотором смысле «возвращает» ребёнка к самому раннему детству. А затем на занятиях система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя возможные нарушения. Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг. Развитие движения, а в особенности мотивации к этому движению у ребенка помогают ему лучше воспринимать себя и окружающий мир, регулировать и планировать свои действия, в т.ч. и более сложные, такие как речь.
Сенсомоторная коррекция. Практика.
Что дает сенсомоторная коррекция?
- Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг
- Ребенок развивает интерес к изучению окружающего пространства
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только)
- Формируется правильное взаимодействие рук и ног
- Развивается слуховое и зрительное внимание
- Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.
Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом сенсомоторной коррекции. На своих занятиях мы используем элементы различных методик для успешной сенсомоторной коррекции: базальная стимуляция, сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция (в первую очередь метод замещающего онтогенеза), метод коррекции с опорой на теорию построения движения Н. А. Бернштейна.
В нейропсихологическом центре Томатис-Петербург оборудован зал для занятий сенсомоторной коррекцией ( сенсорной интеграцией ). Зал оснащенный всем необходимым, для проведения коррекционных занятий.
Занятия проводит сертифицированный специалист, психолог Роман Сафронов