Проблема школьной неуспеваемости.

Сенсорная интеграция – это обработка и упорядочивание головным  мозгом потоков сенсорных импульсов, в результате чего человек получает информацию о себе и окружающем мире.

Если нарушение сенсорной интеграции незначительно, то может казаться, что с ребенком все в порядке, – до тех пор, пока он не столкнется со школьными заданиями. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования. Неврологи могут не найти у ребенка никаких проблем, формально ребенок признается совершенно здоровым, или почти здоровым.  При этом отклонения  есть и вызваны они сбоями в работе мозга.

Нарушение интеграции либо прямо влияет на протекающий в мозгу процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, связанного с учебой в школе, даже если способности к обучению не снижены. Если задания слишком трудны, а соответствующей поддержки ребенок не получает, он  может начать избегать посещения школы, и, в конце концов, так и не закончит свое школьное образование.

Основными преградами нередко оказываются чтение и письмо. Ребенок должен запоминать, вверх или вниз «ножками» пишется буква м, справа или слева палочка у буквы р и т.д.  Знания  такого рода обеспечиваются зрительной или мышечной памятью, большинство людей пишет «на автомате». Однако, если деятельность мозга функционально не упорядочена, ребенок не может в нужный момент «найти» эти воспоминания. Заставлять дошкольника учиться чтению или письму до того как его мозг будет в состоянии справиться с этими заданием, не только не эффективно, но и вредно: так вы уведете его в сторону от сенсомоторного опыта, необходимого его мозгу на данном этапе, чтобы он смог научиться этому чуть позже. Для детей с определенными видами сенсорных нарушений чтение, письмо, математика всегда представляет трудность. Некоторым из них особенно трудно записывать услышанные слова: они не могут интегрировать звуковые ощущения с ощущениями в кисти и пальцах.

В целом дети с нарушением сенсорной интеграции плохо ориентируются в окружающем их пространстве. Они то и дело натыкаются на людей или предметы, поскольку не в состоянии оценить их пространственное положение, а также положение собственного тела.  Он в буквальном смысле «потерянные».  Из-за этой особенности им трудно в школе переписывать в тетрадь написанное на доске: возникает проблема, во-первых, с оценкой расстояния между собой и доской, а во-вторых, с расположением букв на бумаге.  Буквы выходят разного размера и кривыми.

Одной из самых распространенных жалоб родителей детей с сенсорными нарушениями является несобранность. Мозгу трудно организовать ощущения и, следовательно, все остальное. Ребенку не по силам концентрировать внимание на таких задачах как уборка комнаты или написания сочинения по книге. Подростку с нарушением сенсорной интеграции трудно планировать серии задач – аналогично тому, как в более раннем возрасте дети не могут усвоить серии букв или цифр. Он не знает с чего начать, или сколько времени займет каждое действие.   Если его прерывают, он забывает, что делал.  Бывают дни, когда сконцентрироваться на чем-либо и завершить дело вообще невозможно.

Симптомы школьной неуспеваемости –это  лишь результат неэффективной  и нестабильной работы мозга по интеграции сенсорной информации. Увидеть связь между нарушением сенсорной интеграции  и упомянутыми симптомами поможет схема, разработанная Джин Айрес – одного из самых известных и уважаемых в научном мире специалистов по детскому развитию. На схеме видно как различные виды сенсорной информации объединяются, формируя функции, необходимые ребенку для достижения успеха, в том числе и в учебе.

2014-10-11 20-09-05 Скриншот экрана

К начальной  школе четыре уровня сенсорной интеграции, приведенные в таблице выше,  уже должны быть хорошо развиты, ибо именно в этот период ребенку необходимы результаты интеграции. Способность организовать себя и сконцентрировать внимание очень важна, поскольку ребенок  должен будет общаться со многими людьми, иметь дело со множеством предметов. Мозг, неспособный упорядочить сигналы, не справиться  с организацией букв и цифр. Самооценка, самоконтроль и уверенность в себе играют существенную роль в социальных отношениях, но сформироваться они могут, только если им предшествовала качественная интеграция сенсорных и иных нервных сигналов.

Если у первоклассника на каком-либо из этапов интеграции имели место пропуски или сбои, то и в учебе, и в жизни в целом появятся пропуски и сбои. Одни нарушения будут незаметными, другие – серьезными. И формы их проявления также будут разными. Некоторые взрослые считают, что в школах плохо учат. И тогда нанимают ребенку репетиторов по каждому предмету (еще лет пятнадцать – двадцать назад детям не требовались репетиторы, чтобы освоить школьную программу).  Часто – слишком часто – эти нарушения оцениваются взрослыми как поведенческие проблемы, за которые они и наказывают ребенка.  К сожалению, большинство родителей замечают лишь «результат» плохой сенсорной интеграции: ребенок неприветлив, застенчив, гиперактивен, забывчив, его действия бесцельны, он натыкается на предметы, не может читать, писать или сложить два числа. Взрослые склонны видеть в этом дуракаваляние, хулиганство и «отсутствие головы на плечах». Однако пытаясь изменить плохое поведение или заставить ребенка сосредоточиться, мы лишь усугубляем его трудности.

Чтобы ребенок хорошо учился в школе, у него должны быть в достаточной степени сформирован сенсомоторый базис, это фундамент высших психических функций – памяти, внимания, мышления.  А для этого он имеет право до определенного возраста быть РЕБЕНКОМ, т.е бегать, прыгать,  играть, а не сидеть за столиком на «развивалках»  с младенческого возраста.   А если вы все же столкнулись с результатами сенсорной недостаточности, ребенку нужно помочь наверстать упущенное.

Методики, применяемые в  центре Томатис- Петербург   позволяют сформировать процессы сенсорной интеграции первого (БАЗОВОГО) уровня. Ребенок достаточно быстро приобретает недостающий сенсорный опыт и учится БЕЗ РЕПЕТИТОРОВ.

Новости

Дефицит внимания. Синдром дефицита внимания
Подробнее
02/04/2018
Биоакустическая коррекция в центрах Томатис-Петербург
Подробнее

Контакты

TOMATIS (Санкт-Петербург)

Новочеркасский проспект, дом 33, корп.3

E-mail: tomatis.spb@gmail.com

Тел: +7 (911) 921-16-08

TOMATIS (Санкт-Петербург)

Автовская улица, 17

E-mail: tomatis.spb@gmail.com

Тел: +7 (911) 921-16-08

TOMATIS (Санкт-Петербург)

Выборгское шоссе д.5 к1Д

E-mail: tomatis.spb@gmail.com

Тел: +7 (911) 089-25-01

Записаться