Основываясь на нашем опыте помощи школьникам разных возрастов, мы знаем, насколько Метод Tomatis® может быть им полезным. Индивидуальные программы, основанные на результатах теста, создаются Ольгой Карандашевой- специалистом метода Томатис 4 уровня приводят к улучшению памяти, внимания, способности к обучению, повышают языковые возможности. Исследования показывают явные и значительные результаты, достигнутые в области успеваемости и личного развития школьников.
Нейропсихологический интенсивный курс для школьников при проблемах с обучением и поведением.
Сенсорная интеграция – это обработка и упорядочивание головным мозгом потоков сенсорных импульсов, в результате чего человек получает информацию о себе и окружающем мире.
Если нарушение сенсорной интеграции незначительно, то может казаться, что с ребенком все в порядке, – до тех пор, пока он не столкнется со школьными заданиями. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования. Неврологи могут не найти у ребенка никаких проблем, формально ребенок признается совершенно здоровым, или почти здоровым. При этом отклонения есть и вызваны они сбоями в работе мозга.
Нарушение интеграции либо прямо влияет на протекающий в мозгу процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, связанного с учебой в школе, даже если способности к обучению не снижены. Если задания слишком трудны, а соответствующей поддержки ребенок не получает, он может начать избегать посещения школы, хамить учителям, быть агрессивным по отношению к одноклассникам.
Основными преградами нередко оказываются чтение и письмо. Ребенок должен запоминать, вверх или вниз «ножками» пишется буква м, справа или слева палочка у буквы р и т.д. Знания такого рода обеспечиваются зрительной или мышечной памятью, большинство людей пишет «на автомате». Однако, если деятельность мозга функционально не упорядочена, ребенок не может в нужный момент «найти» эти воспоминания. Заставлять дошкольника учиться чтению или письму до того как его мозг будет в состоянии справиться с этими заданием, не только не эффективно, но и вредно: так вы уведете его в сторону от сенсомоторного опыта, необходимого его мозгу на данном этапе, чтобы он смог научиться этому чуть позже. Для детей с определенными видами сенсорных нарушений чтение, письмо, математика всегда представляет трудность. Некоторым из них особенно трудно записывать услышанные слова: они не могут интегрировать звуковые ощущения с ощущениями в кисти и пальцах.
Часто дети с нарушением сенсорной интеграции плохо ориентируются в окружающем их пространстве. Они то и дело натыкаются на людей или предметы, поскольку не в состоянии оценить их пространственное положение, а также положение собственного тела. Они в буквальном смысле «потерянные». Из-за этой особенности им трудно в школе переписывать в тетрадь написанное на доске: возникает проблема, во-первых, с оценкой расстояния между собой и доской, а во-вторых, с расположением букв на бумаге. Буквы выходят разного размера и кривыми.
Одной из самых распространенных жалоб родителей детей с сенсорными нарушениями является несобранность. Мозгу трудно организовать ощущения и, следовательно, все остальное. Ребенку не по силам концентрировать внимание на таких задачах как уборка комнаты или написания сочинения по книге. Подростку с нарушением сенсорной интеграции трудно планировать серии задач – аналогично тому, как в более раннем возрасте дети не могут усвоить серии букв или цифр. Он не знает с чего начать, или сколько времени займет каждое действие. Если его прерывают, он забывает, что делал. Бывают дни, когда сконцентрироваться на чем-либо и завершить дело вообще невозможно.
Симптомы школьной неуспеваемости –это лишь результат неэффективной и нестабильной работы мозга по интеграции сенсорной информации.
К школьному возрасту сенсо-моторный базис должен быть сформирован, в результате чего ребенок способен к самоорганизации и самоконтролю, уверен в себе, способен усваивать школьную программу.
Если у первоклассника на каком-либо из этапов интеграции имели место пропуски или сбои, то и в учебе, и в жизни в целом появятся пропуски и сбои. Одни нарушения будут незаметными, другие – серьезными. И формы их проявления также будут разными. Некоторые взрослые считают, что в школах плохо учат. И тогда нанимают ребенку репетиторов по каждому предмету (еще лет пятнадцать – двадцать назад детям не требовались репетиторы, чтобы освоить школьную программу). Часто, слишком часто, эти нарушения оцениваются взрослыми как поведенческие проблемы, за которые они и наказывают ребенка.
К сожалению, большинство родителей замечают лишь «результат» плохой сенсорной интеграции: ребенок неприветлив, застенчив, гиперактивен, забывчив, его действия бесцельны, он натыкается на предметы, не может читать, писать или сложить два числа. Взрослые склонны видеть в этом дуракаваляние, хулиганство и «отсутствие головы на плечах». Однако пытаясь изменить плохое поведение или заставить ребенка сосредоточиться, взрослые лишь УСУГУБЛЯЮТ ЕГО ТРУДНОСТИ.
Последнее время все чаще и чаще в наш центр стали обращаться родители детей с гиперактивностью и/или дефицитом внимания. Импульсивность характеризуется симптомами действия по принципу «здесь и сейчас», ребенок ведет себя как более младший по возрасту, нет предварительного обдумывания действий, поступки опережают намерения. Дети не соблюдают правил поведения. Они могут легко вмешиваться в разговор, в классе ходить во время урока, в игре не соблюдать правил.
Чтобы ребенок хорошо учился и адекватно вел себя в школе, у него должны быть в достаточной степени сформирован сенсомоторый базис, это фундамент высших психических функций – памяти, внимания, мышления. А для этого он имеет право до определенного возраста быть РЕБЕНКОМ, т.е бегать, прыгать, играть, а не сидеть за столиком на «развивалках» с младенческого возраста. А если вы все же столкнулись с результатами сенсорной недостаточности, ребенку нужно помочь наверстать упущенное.
Нейропспихологи центра Томатис- Петербург разработали программу «скорой помощи» при проблемах школьной неуспеваемости и СДВГ.
Программа рассчитана на две сессии по 15 дней ежедневных занятий. Перерыв между сессиями месяц- полтора.
Каждая сессия состоит из:
Тестирования по методике Альфреда Томатиса
Нейропсихологического тестирования
Занятий по методики Томатис
Биоакустической коррекции
Занятий с нейропсихологом
При необходимости занятий с психологом.
В результате этой программы ребенок достаточно быстро приобретает недостающий сенсорный опыт, способен учится БЕЗ РЕПЕТИТОРОВ, становится УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ.
Все результаты стабильны и никуда не пропадают даже спустя год, два, три, т.к. являются результатом СОЗРЕВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТРУКТУР МОЗГА.