Стадии развития мозга

Постнатальное (послеродовое) развитие мозга происходит не только за счет увеличения нейронов, но и за счет формирования связей между ними. При рождении мозг ребенка весит 350 г, что составляет 25% веса мозга взрослого человека. Он растет за счет увеличения сети дендритов и глиальных клеток со скоростью 1 млг/мин, достигая 50% веса мозга взрослого человека к 6 месяцам, 75% — к 2,5 годам и 90% — к 5 годам.

Морфогенез (созревание) центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой программой, контролируемой генетически и продолжающейся после рождения. Кора головного мозга постоянно наращивает нервные сети, которые идут к стволу мозга и лимбической системе. Это сложный непрерывный процесс, который протекает индивидуально у каждого человека. Существует общая схема нейропсихологического развития человека (нейропсихологическая петля развития), которую предложил А.Р. Лурия. Схему развития центральной нервной системы в пренатальный (дородовой) период разработал H.H. Заваденко. Она представлена в табл. 1.

Таблица 1

Сроки онтогенеза Развитие ЦНС в преднатальный период
Стадия эмбриона
2- 3  недели Формирование невральной пластинки
3-4 недели Закрытие невральной трубки
4 недели Образование трех мозговых пузырей
5 недели Образование пяти мозговых пузырей
7 недели Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов
2месяца Рост мозговой коры с гладкой поверхностью
Стадии плода
2,5 месяца Утолщение мозговой коры
3 месяца Начало формирования мозолистого тела и роста глии
4 месяца Рост долек и борозд в мозжечке
5 месяцев Формирование мозолистого тела, рост первичных борозд и гистологических слоев
6 месяцев Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формирование межполушарной асимметрии и межполовых различий
7 месяцев Появление шести клеточных слоев, борозд, извилин, асимметрии полушарий
8-9 месяцев Быстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии в строении мозга, особенно в области височных долей

 

Схема этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период, разработанная К. Ханнафорд, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Возраст Этапы развития области головного мозга Функции
От зачатия до 15мес Стволовые структуры Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения
15 мес — 4,5 г Лимбичсская система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками
4,5-7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления
7—9 лет Левое (логическое) полушарие Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук
лет Лобная доля Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование
9—12 лет Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка информации всем мозгом
12—16 лет Гормональный всплеск Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов
16—21 год Целостная система интеллекта и тела Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей
21 год и далее Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь сочувствие) и тонких моторных навыков

 

Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням в соответствии с возрастными этапами. Развитие мозга идет путем надстройки новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис. Формирование парной работы мозга в онтогенезе проходит ряд этапов.

Э. Кречмер сформулировал две основные закономерности: при развитии высших ступеней мозга низшие не отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем союзе, как подчиненные инстанции под управлением высших»; функции переходят снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и высшим. Например, у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшествовал процесс восприятия. Исходя из чего стимуляция высших  психических функций (память, мышление, речь) ноотропными препаратами  у детей с функционально незрелыми стволовыми структурами не имеет под собой нейропсихологического обоснования и приводит к нарушению регуляции нервной системы.

 

Новости

Дефицит внимания. Синдром дефицита внимания
Подробнее
02/04/2018
Биоакустическая коррекция в центрах Томатис-Петербург
Подробнее

Контакты

TOMATIS (Санкт-Петербург)

Новочеркасский проспект, дом 33, корп.3

E-mail: tomatis.spb@gmail.com

Тел: +7 (911) 921-16-08

TOMATIS (Санкт-Петербург)

Автовская улица, 17

E-mail: tomatis.spb@gmail.com

Тел: +7 (911) 921-16-08

TOMATIS (Санкт-Петербург)

Выборгское шоссе д.5 к1Д

E-mail: tomatis.spb@gmail.com

Тел: +7 (911) 089-25-01

Записаться